«Перед Хрустальной ночью похожая ситуация была»

Какие чувства испытывают оставшиеся на Северном Кавказе евреи после антисемитских погромов и митингов

Эксклюзивы
31 октября, 12:59
31 октября, 12:59
Автор:   Редакция
Main Image
Еврейский музей и центр толерантности

Полиция дежурит у еврейских центров, закрытые синагоги, люди сидят по домам: кавказские (горские) евреи сегодня ощущают себя в крайней опасности, несмотря на все заявления властей. Об этом «Можем объяснить» рассказали несколько горских евреев. Большинство из наших собеседников уже за пределами Кавказа, но в кавказских городах и селах остались их друзья и родственники.

О ситуации в Дагестане рассказал «МО» главный раввин Махачкалы Рами Давидов, который остается в столице республики. «В Дагестане сейчас живет примерно 700 еврейских семей. Из них около 250 в Махачкале. В прошлом у нас уже были проблемы с нашими соседями — но обычно все ограничивалось единичными конфликтами или угрозами, — рассказывает раввин. — Такое случалось в основном в 1990-е. Но подобного масштаба конфликта я не помню». 

Раввин Рами Давидов

«В целом отношения были довольно хорошие и теплые, мы знакомы с другими религиозными лидерами республики, — продолжает Давидов. — Примечательно, что по Махачкале можно было ходить в кипе. Даже в разгар нынешнего конфликта мне звонили знакомые мусульмане и говорили, что те, кто это устраивают, ведут себя неправильно. И действительно — мы же столетия жили мирно вместе».

Горские евреи проживают на территории Кавказа как минимум с 7 века н.э.  Большая их часть приехала в регион из Персии и Византии и, по некоторым версиям, смешалась с принявшими иудаизм хазарами. Основные места проживания — Куба, Дербент, Нальчик. Язык горских евреев — джури, на основе древнеперсидского диалекта с вкраплениями слов из иврита и кавказских языков. Сейчас большая часть горских евреев живет вне Кавказа — в крупных городах России, США и Канады.

Горский еврей Яков говорит, что большинство из его родни даже после событий в Махачкале боятся уезжать, так как опасаются за судьбу своей недвижимости и не хотят терять комфорт. Хотя все понимают что в этом регионе ничего хорошего ждать не придется.  К сожалению, добавляет Яков, уехать сейчас вряд ли получится. «Думаю, что такая же ровно ситуация была перед Хрустальной ночью в Германии(еврейский погром 1938 года)», — добавляет Яков. 

Моше из Дербента (имя по его просьбе) говорит, что проблема осложнена тем, что многим горским евреям просто сложно выехать — нет места для временного убежища. По его словам, обстановка в Дербенте (город, где живет большинство евреев) более спокойная, чем в Махачкале, где евреев мало.  «Есть те, кто уезжают, но это небольшое количество людей и у них есть возможность уехать. Да и уезжают они на время». Его семья собирается оставаться в Дербенте. «Народ там другой, спокойный. В комментариях пишут всякие и всякое, но это никуда не выплёскивается. Чувство беспокойства есть, но страха нет. Дома не сидят. Работают, ходят по своим делам».

Листовка с требованием ликвидации синагоги, Дербент

 Но в том же Дербенте, по словам еще одного кавказского еврея, Ицхака, появляются угрозы сноса синагоги. Он видел флаер, на котором содержится призыв собраться возле синагоги и требовать ее ликвидации: «После ночного намаза собираемся там и требуем ее снести. Ничего не крушим, все в пределах разумного с ментами не говорим — это мирный митинг в поддержку Палестины».

По словам Ицхака, большая часть евреев, которые живут на Северном Кавказе, во многом не отделяют себя от других местных жителей — «по духу они те же дагестанцы, добрососедские отношения у многих хорошо развиты, и уезжать не хотят»

Развитие ситуации будет зависеть от реакции властей. «Если последуют жёсткие сроки заключения и иные формы наказаний, то это будет сигналом для всех. Иначе же все поймут, что власти и сами не против [погромов], и они будут продолжены», — говорит Моше.

Синагоги и в Махачкале и Дербенте сейчас закрыты, вокруг них дежурит полиция.