«Для них мертвый Навальный может быть даже опаснее, чем живой»

Историк Юрий Пивоваров – о том, почему российские власти боятся похорон оппозиционера.

Хроника
26 февраля, 12:24
26 февраля, 12:24
Автор:   Редакция
Main Image

Юрий Пивоваров – кандидат исторических наук, доктор политических наук, профессор, академик РАН; профессор МГУ, МГИМО и РГГУ.

– Эти манипуляции с телом врага, когда оно становится предметом торга, — нечто новое для России. С чем в истории это можно сравнить?

— Когда я думаю о том, с кем можно было бы сравнить Алексея Навального в российской истории, мне приходит в голову имя Владимира Высоцкого. Он для моего поколения был таким же героем, народным заступником, народным представителем. Похороны Владимира Семеновича Высоцкого, которые состоялись жарким летом 1980-го года во время Олимпиады, показали, что это действительно фаворит советского народа. Около миллиона человек вышли на улицы, что было совершенно невероятно, и никакая власть в этом не участвовала. Наоборот, она была напугана, а потом увидела, с какой самодисциплиной ведут себя люди, который пришли прощаться с Высоцким. Они прошли через весь город. Говорят, что эта лентаа людей до кладбища была девять километров. Это была репетиция того, что произойдет потом в Перестройку, когда до миллионы москвичей вышли на площади, требуя перемен. 

Я думаю, современная гебешная власть прекрасно помнит эти похороны Высокого и боится, что похороны Навального повторят это же. Они понимают, что десятки, а может быть, и сотни тысяч пошлины за его гробом, понимают, какие бы слова они говорили в адрес людей, которые сидят в Кремле. 

Другой пример – Александр Сергеевич Пушкин. Помните такого поэта? Он умер от смертельной раны, которую ему нанес Дантес на дуэли, и Николай I (а считалось, что он покровительстве Пушкину) решил очень тихо убрать его из Петербурга, чтобы не было никаких несанкционированных шествий. Он не боялся, что начнется революция, нет, но он не хотел, чтобы пришли люди и оплакивали Пушкина независимо от его команды. Труп Пушкина уже после отпевания в Санкт-Петербурге три дня пролежал в церкви, а потом его друг Александр Тургенев увез его в Святогорский монастырь Псковской губернии, где вокруг монастыря лежат его предки. Сравнивать режимы, конечно, невозможно. Тут был гораздо мягче и гуманнее. Но тело тоже прятали. На всякий случай.

Революция. Гражданская война. Генерал Корнилов убит во время штурма Екатеринодара случайной гранатой, попавшей в дом, где он находился. Белые, боясь, что над его могилой надругаются, увезли его за 40 километров от того места, где он погиб, и тайно закопали его в чистом поле. Большевики это обнаружили, и начались измывания над трупом. Я не буду рассказывать, что они с ним делали, чтобы впечатлительные люди не упали в обморок.

Ведь что значит не отдавать труп маме сегодня? Это значит, что власть говорит: «как я арестовала вашего сына, так он будет арестован мной и мертвый. Захочу отдам, не захочу – не отдам. Я власть и я буду делать с ним все что угодно». Один из следователей уже предупреждал маму Навального, что начинается естественное биохимическое разложение останков. Кремлевская власть показывает, что она может и после смерти делать с человеком или тем, что от него осталось, все что угодно. В тайне кремировать, в тайне захоронить — что угодно. 

Ведь где бы его ни похоронили, хоть в этой же колонии за полярным кругом, там будет паломничество. Люди будут приходить, приносить цветы, думать о нем. Когда ситуация станет помягче, туда и иностранцев начнут пускать. Для них мертвый Навальный может быть даже опаснее чем живой, потому что он превратился в символ России протеста. 

Его обличительная деятельность, его знаменитый фильм «Дворец». Это же не лезет ни в какие ворота. У нас миллионы людей живут ниже всех прожиточных минимумов, а тут такое делается. На чьи деньги?

В этом смысле он был очень опасным человеком. А по поводу того, что он еще будет играть свою роль, могу вам сказать, что когда в 1960 году умер великий русский поэт и писатель Пастернак (он был тогда гоним, потому что получил Нобелевскую премию за антисоветский роман «Доктор Живаго»), прошли его похороны. Их пытались скрыть. Не было никакой информации, что Россия потеряла своего великого писателя. Но люди узнали, что похороны будут проходить в Переделкино, где он жил, и приехали туда. Несколько тысяч человек участвовали в похоронах, а потом каждый год стали люди туда ездить в день его рождения и смерти, и это место стало местом паломничества, местом воспоминания этой губительной политики власти по отношению к нему, потому что именно гонения на Пастернака привели у него к онкологии, от которой он скончался в возрасте 50 лет, хотя мог бы еще жить и жить. 

Это все ждет эту власть, куда бы она его ни спрятала, хоть в безымянную могилу, хотя на это, думаю, не пойдут — это уже будет слишком. Люди найдут и будут приходить. Я думаю, есть шанс того, что смерть Навального приведет к «37-му году» и большому террору. Может быть и наоборот. Но теперь любому нормальному человеку, даже который не интересуется политикой, очевидно, что весь этот шантаж вокруг тела Навального — это самоприговор власти. Она окончательно расписалась в том, что она власть насилия, злобы и преследования и живого, и уже почившего человека. 

Весь мир всколыхнулся, Юлия Навальная встречалась с Байденом. Но потом могут и забыть, и эффект его гибели уйдет, как сейчас Запад посменно забывает Украину. Так в жизни бывает, тут нечего обольщаться, но любого российского человека должна переполнять гордость, что такие люди рождаются: красивые, умные, смелые. Ну и конечно, все чаще идет речь о том, что с Кара-Мурзой, что с Яшиным, что с отставными.

— Вы сказали о конкретных рисках для власти, связанных с похоронами Навального. А есть ли тут символический, может быть даже мистический элемент?

 Можно тысячу икон поднять, можно в церковь ходить, но ведь «по делам мы узнаем их». А что более антихристианского или даже просто античеловеческого может быть, чем издевательство над человеком после смерти?

Вообще я должен вам сказать, что смерть таких знаковых символических фигур как правило вызывает очень сильные последствия в обществе. Например, убийство Мартина Лютера Кинга, чернокожего человека, баптистского священника и лидера движения чернокожей Америки за расовое равенство. После его убийства на митинге протеста и митинге прощания было от 200 до 300 тысяч человек, и после этого процесс установления равенства между черными и белыми пошел. Лютер отдал свою жизнь, но он победил. 

У нас тоже есть такой пример: Андрей Сахаров. Уж сколько он сделал для своей Советской родины… Он был одним из создателей водородной бомбы, одним из тех, кто посчитал, что угроза «Звездных войн», которой Рейган пугал Горбачева, несостоятельна. Сахаров был лидером общественного демократического движения, и вот он умирает. Его похороны — громадное событие для российской истории. Россия говорила «вот наш вождь, и мы будем действовать так, как он нам завещал». 

А что завещал на Навальный? Не бояться. Я помню советские времена, и я боялся. Но есть такие люди как Навальный, Кара-Мурза или Яшин, которые не боятся. Поэтому что бы это гебистская власть ни делала с их останками, с их родственниками, эти люди победят, как победил Мартин Лютер Кинг.

Поделиться
Темы