«Подавитесь моими авторскими отчислениями, ублюдки»

Госдума уже в марте может поддержать запрет на выплату авторских отчислений иноагентам.

Эксклюзивы
28 марта, 11:08
28 марта, 11:08
Автор:   Редакция
Main Image

Авторы, издатели и музыканты рассказали «Точке», как сильно это законодательное нововведение может по ним ударить. Музыканты Монеточка и Noize MC могут потерять до 20% дохода, а вот писатель Дмитрий Быков наоборот не считает потерю авторских поступлений существенной. 

Вслед за запретом размещать рекламу для иноагентов депутаты решили лишить доходов от авторских прав деятелей культуры, признанных иноагентами. Идея такого запрета была впервые высказана на прошлой неделе назад спикером Госдумы Вячеславом Володиным, Ранее принятый запрет на рекламу у иноагентов, пишет Володин, показал свою эффективность. Запрет на выплаты по авторским и смежным правам может быть принят как поправки в закон «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием», сообщил «Коммерсант».

Литература

Наиболее четко отчисления или «роялти» от произведений прописываются в издательском бизнесе. Крупным авторам выплачивается аванс и затем остаток гонорара, авторам поменьше — роялти с каждой проданной книги. Причем договор об авторских отчислениях заключается на срок от трех до пяти лет.

Отчисления с продажи бумажных книг не являются основным источником дохода для большинства авторов в России, уверена писатель и литературный агент Уна Харт — «кроме разве что старой гвардии, вроде Дарьи Донцовой», - добавляет она. Большие деньги авторы могут получить за права на экранизацию своих произведений, но таких авторов буквально единицы, уверена эксперт. «В общем, если это и станет для кого-то ударом, то точно не финансовым», — резюмирует Харт в разговоре с «Точкой». 

 «По каждому автору отдельная ситуация, но там в любом случае авторские отчисления составляют 5% от розничной продажи книги, — рассказал радиостанции Business FM гендиректор «Эксмо» Евгений Капьёв. По его мнению, сумма к выплате в любом случае получается небольшая. «Возможно, уже выплачены гонорары, поэтому, соответственно, в любом случае книга будет продаваться. По новым книгам — да, нельзя будет платить», — объясняет он, но оговаривается:  «Авторские договоры очень сложные. Нельзя в лоб сказать. Там, возможно, уже выплачено. Возможно, там вообще фикс. Миллион разных вариантов, при каких-то случаях — да, может быть, не будет платежей».

Данный закон может легко быть обойден, говорит собеседник «Точки», сотрудничающий с одним из российских литературных агентств. «Авторское право можно переуступить третьему лицу и оно будет получать роялти», — говорит собеседник «Точки». По его словам, такую схему уже используют некоторые российские издательства — правда, отказался уточнить, какие именно. 

Первых лиц российской литературы, объявленных иноагентами, немного — одним из них является Дмитрий Быков. Перспектива недосчитаться отчислений с проданных копий его не страшит. «От моего имени можете процитировать: подавитесь, ублюдки, вашими авторскими отчислениями, — сказал он «Точке», — Для меня счастье не получать ни гроша от вашего режима, а мой читатель меня и так найдет».

У ученых-иноагентов, пишущих книги, есть также есть проблемы посерьезнее, чем авторские отчисления. «Моя книга выброшена из издательского плана еще два года назад после объявления меня иностранным агентом, мои предыдущие книги изъяты из университетских библиотек, студентам разосланы предупреждения - не ссылаться на меня в своих курсовых, мои статьи на сайте российских научных журналов висят без указания авторства и путь к публикации на русском мне уже два года как закрыт», — рассказывает корреспонденту «Точки» социолог Виктор Вахштайн, объявленный иноагентом. «Я никогда не получал отчислений за свои книги, и финансовая сторона больше интересует популяризаторов науки, чем ученых. Ученых-иноагентов волнует другое - запрет на публикации, а не на отчисления».

Литературный критик, эксперт книжного рынка Александр Гаврилов не согласен с Вахштайном. «Просветители и популяризаторы науки давно перешли на ту же «гастролирующую» модель, что и музыканты, для которых любой контент на твердых носителях — это способ поддержания интереса к своим выступлениям, служащим основным источником заработка». Тем не менее, Гаврилов приводит пример автора, для которого это может стать серьезным ударом — это, по его мнению, Людмила Улицкая, книги которой выходят в «Редакции Елены Шубиной» издательства «Эксмо-АСТ». 

«Авторы этой инициативы почему-то все время продвигают один очень простой, повторяющийся, заунывный мотив — мол, противники »СВО» клевещут на нашу страну и, в то же время, наживаются на России, — рассуждает Гаврилов, — хотя для тех, кто выбирает печататься в России, важны не — довольно небольшие, признаемся — деньги, а аудитория». По его мнению, авторы инициативы представляют себе Россию как единственное место, где есть жизнь, а за ее пределами — выжженная пустыня. Это не так в случае с писателями-иноагентами, уверен он. «Глуховский переводится на множество языков, он популярен в странах Европы и Латинской Америки — я своими глазами видел очередь за автографами на одном из европейских литературных фестивалей. Акунин запускает собственное издательство», — перечисляет Гаврилов. 

Новый закон, по его словам, будет соблюдаться очень формально — как сейчас соблюдается закон о запрете «ЛГБТ-пропаганды». «И большие издательские холдинги, и маленькие издательства получают бумагу — мол, сообщите, что в тех или иных книгах нет лгбт-пропаганды. Они отвечают — да, в этих книгах нет лгбт-пропаганды. «Это адресный закон — мне кажется, он направлен персонально против Бориса Акунина и Аллы Пугачевой, — резюмирует Гаврилов, — но при том, что может задеть и других людей, ощутимой «пользы» из него никакой извлечь не удастся». 

Театры

Практике единичных «заморозок» и своего экспроприаций решили дать законодательное оформление, уверен бывший сотрудник Союза театральных деятелей РФ. «Составлять списки, рассылать, контролировать — а так будет закон, который все будут обязаны соблюдать», — говорит он. При этом, замечает собеседник «Точки», не очень понятно, какой непосредственно финансовый эффект будет иметь подобное действие. «Драматургов, живущих на роялти от театров, сейчас крайне мало», — знает он. Скорее, полагает собеседник, это будет иметь другой эффект — театры сами «от греха подальше» забоятся ставить в репертуар пьесы, написанные или поставленные иноагентами. 

Именно так и поступили в Театре Наций с пьесой «Иранская конференция» Ивана Вырыпаева в постановке Виктора Рыжакова еще в 2022 году, когда давно живущий в Польше драматург и режиссер объявил, что будет направлять все отчисления в помощь беженцам из Украины. Однако случай Вырыпаева стал исключением из предполагаемого выше правила — некоторым театрам в регионах России автор «Кислорода», «Солнечной линии» и «Летние осы кусают нас даже в ноябре» разрешил играть свои пьесы бесплатно — ради сохранения их в репертуаре, рассказал Вырыпаев корреспонденту «Точки».  

Иван Вырыпаев Новая газета  

Сколько получают драматурги за прокат спектаклей по своим произведениям? «Законодательная норма — не менее 8%, на деле же театры часто меняют эту сумму используя ее как рычаг в переговорах в обе стороны, так что она может составлять от 2 до 10%», — рассказывает эксперт. В ряде случаев театры сразу выкупают права на произведение на небольшой срок — до года, чтобы вернуться к переговорам по результатам проката той или иной постановки. «Но чаще договор сразу регулирует роялти. Бывает, что оформляется авторская лицензия — договор составляется на какой-то срок, год, два, три. А потом продлевается либо не продлевается, и тогда автор и учреждение снова торгуются либо разрывают отношения», — говорит он.

«Хорошая для драматурга схема — это разовый гонорар плюс роялти, — рассказывает «Точке» режиссер и драматург, литературный сотрудник небольшой театральной компании, — но роялти драматургам театры стараются не платить, так что обычно заключается договор на однократную выплату».

В случае начисления авторских отчислений с проданных билетов выплаты драматургам от театров поступают, как правило, нерегулярно. «В больших серьезных театрах, где все автоматизированно, выплаты делают все автоматически. В других проявляется предпринимательское творчество… в общем, драматургам приходится напоминать», — говорит бывший сотрудник Союза театральных деятелей.

При этом режиссерам, утверждает он, театры вообще не выплачивают авторские отчисления — в сложившейся практике финансовые отношения театра и постановщика заканчиваются с выплатой гонорара. «В целом, не очень понятно, зачем этот закон понадобился — спектакли по пьесам некоторых антивоенно настроенных драматургов и режиссеров снимались по звонку, безо всякого иноагентства», — резюмирует он. 

«Безо всякого закона и внесения в списки иноагентов снимали с показов постановки по пьесам Ивана Вырыпаева, Аси Волошиной, Михаила Дурненкова, — вторит ему сотрудник театральной компании, — а на постановках Дмитрия Крымова, Кирилла Серебренникова, Александра Молочникова в программках в графе режиссер писали просто — «РЕЖИССЕР». По его мнению, никакие выплаты этим драматургам и режиссерам в РФ и уж тем более заказы на новые постановки больше «не светят». 

Музыка

Упомянутая выше Алла Пугачева иноагентом не объявлена, хотя последствия ее резких высказываний уже начинают проявляться в отношении ее дочери, певицы Кристины Орбакайте. Так в последний момент сняли ее выступление в Кремле на концерте, посвященном международному Женскому дню. 

«На данный момент примерно 10 музыкантов из России, внесенных в список иноагентов (Земфира, Андрей Макаревич, Борис Гребенщиков, Иван «Noize MC» Алексеев, Елизавета «Монеточка» Гырдымова, солист группы «Порнофильмы» Владимир Котляров и др.). Это не очень много, — говорит в разговоре один из руководящих менеджеров компании, обслуживающей и анализирующих индустрию музыкального стриминга в России — и нужно понимать одно общее для всех правило: музыканты не зарабатывают на стриминге. Выложить на сервисе свой новый альбом - это жест уважения к поклонникам, своего рода обязанность, но никак не способ обогащения». По его словам, общим местом музыкального бизнеса является то, что основные свои деньги музыканты всегда зарабатывают на концертах, а публикация альбомов и отдельных синглов служат им своего рода рекламой и презентацией материала. Разница между заработками на стриминговых платформах и за счет концертов и туров может доходить до десяти раз — в сторону последних, разумеется, указывает эксперт. 

Борис Гребенщиков Facebook/ Игорь Верещагин  

Выплаты артистам аудиоплатформы производят за каждое прослушивание. Сайт Pult.Ru утверждает, что российские платформы «Яндекс.Музыка» и VK Music выплачивают по 6 и 1 копейке соответственно (можно сравнить с доступной в России Apple Music, которая выплачивает 0.007$, то есть 64 копейки, или Spotify, который платит 0.004$, то есть примерно 36 копеек). По информации BFM, за прошедший месяц певицу Земфиру, имеющую статус иноагента, на «Яндекс. Музыке» прослушали около миллиона раз. Это могло бы означать, что она заработала на этой платформе 180 тысяч рублей за прошедший месяц. Однако в реальности, указывает собеседник «Точки», ставки могут быть выше для популярных артистов и ниже — для начинающих и независимых.

«Большой вопрос — станут ли сервисы снимать треки иноагентов, или просто приостановят выплаты, сохранив треки на витрине», — размышляет собеседник. Потери российских музыкантов также не могут быть сведены к общему знаменателю, полагает он. «Монеточка как артистка «родилась» в ту пору, когда в ходу уже был стриминг как основной способ потребления музыки, поэтому она стриминговый артист, — рассуждает он, — Нойз МС появился раньше, и успел позвучать и с компакт-дисков, и из mp3-проигрывателей. Еще раньше «появились» на музыкальной сцене такие иноагенты как БГ и Макаревич», — говорит он. Их отсутствие преданная им аудитория, конечно, заметит, полагает эксперт, но все равно найдет где их послушать — борьба с аудиопиратством так и не дала никаких плодов, и именно поэтому альтернатив легальным сервисам может быть множество. 

Потери упомянутых артистов эксперт оценивает дифференцировано. «Больше всех может пострадать Монеточка, — полагает он, — у нее самый маленький каталог и при этом ее аудитория ждет ее преимущественно в стриминговых сервисах». По его оценке, певица Елизавета Гырдымова может потерять до 20% с лишним своих доходов в случае принятия закона и прекращению эксплуатации ее треков на аудиоплатформах, и компенсировать их концертами будет сложно. Довольно значительную часть отчислений получает и Иван «Нойз MC» Алексеев, однако в его случае эксперт оценивает возможные потери как «20% или менее». «Для сравнения — тот же БГ потеряет примерно 5% тех денег, которые он зарабатывает сейчас», - знает эксперт.

Но едва ли не самыми пострадавшими в случае принятия законы могут стать не сами иноагенты, а те сервисы, которые предоставляют подписчикам их любимые треки.

«В России есть два больших игрока, VK Музыка и Яндекс.Музыка», — рассказывает эксперт, — и последняя пострадает больше всего». Почему? «Яндекс. Музыка продается в пакете Яндекс.Плюс, и — первый, второй, третий — раз не найдя любимого трека, пользователь может снять подписку на весь пакет услуг (куда входят также кинотеатр «Кинопоиск» и многое другое — прим. ред)». С учетом ухода из России таких мейджоров уровня Sony Music, из-за которого каталог российских аудиосервисов сильно похудел в части зарубежных хитов, положение не самое завидное. «VK Музыка», по словам эксперта, как и ее материнская соцсеть, работают, в основном, на молодую аудиторию. «Их скорее будет волновать, есть ли у них в каталоге новый трек Инстасамки, чем, скажем, свежая композиция БГ или Макаревича », — судит эксперт.

В случае принятия закона могут пострадать и непричастные к иноагентству, рассказал управляющий партнер юридической фирмы Semenov & Pevzner Роман Лукьянов. «Предположим, у нас есть некая композиция, которая создана полностью или в соавторстве (что еще сложнее) лицом, имеющим статус иноагента, - рассуждает он в разговоре с радио «Коммерсантъ FM», — принимается некая поправка, которая запрещает любой музыкальной стриминговой платформе платить деньги за этот контент. Проблема в том, что площадка далеко не всегда сразу платит конечному автору или соавтору. Она платит, если говорить о музыке, например, лейблу или издательству, а они, в свою очередь, за этот контент могли, например, заплатить какой-то аванс, минимальную гарантию. Получается, что с финансовой точки зрения пострадавшей при таком запрете неожиданно может стать третья сторона, не имеющая никакого отношения к ситуации, которую пытаются урегулировать».

Кино

«В российском кино авторские права на картину, как правило, не принадлежат режиссерам, которые ее сняли, и авторских отчислений они, как правило, не получают, — рассказывает «Точке» режиссер-документалист Виталий Манский, которого Минюст РФ внес в список иноагентов, - как правило, эти права передаются — либо тем или иным покупателям авторских прав, либо продюсерам. За исключением, конечно, тех случаев, когда режиссер является одновременно и продюсером картины, что бывает крайне редко». 

Виталий Манский Facebook/ Nikita Mouraviev

 

По словам Манского, его картины присутствуют на некоторых видеоплатформах, однако отчислений он не получает — в отличие от остального мира, где отчисления ему приходят «небольшие, но регулярные». В их основе - отчисления за показ картин по ТВ. «Существуют организации, которые мониторят эти показы, собирают и делают отчисления авторам. В России такая система тоже существует, но она крайне непрозрачная. От своих знакомых композиторов, работающих в том числе и в кино, я знаю, что для того, чтобы получить от них что-то, нужно — мягко говоря — с этими компаниями дружить». Манский рассказывает, что после того, как несколько авторов пожаловались на невыплаты и в одном из российских обществ по управлению авторскими правами начались проверки, его знакомые авторы стали вдруг получать большие суммы. «Полагаю, что в обычной жизни без проволочек и задержек выплаты получают только те, кто аффилирован с этими структурами. И это точно не авторы-иноагенты». 

«Получает [отчисления за картину], как правило, продюсер», — рассказывает «Точке» менеджер компании, в структуре которой находится одна из стриминговых киноплатформ. Отчисления могут получать авторы литературной основы и сценаристы, однако с последними кинопроизводители стараются заключить контракты на однократную выплату гонорара, говорит собеседник «Точки».« Причем у сценаристов суммы на порядок могут разниться, от 100 тысяч рублей в каком-то небольшом продакшене до миллионов - в большом и серьезном», — продолжает он. В случае с авторами литературной основы, выдаются опционы на несколько — от 5 или 10 лет, — в течении которых кинокомпания может снять фильм по литературному произведению. «Но это также однократные выплаты», — поясняет эксперт. Их величину он назвать отказывается. «Все индивидуально. У Пелевина (по его книгам «Generation P» и «Ампир V» Виктор Гинзбург снял одноименные экранизации - прим. ред) одна сумма, у Роберта Гараева (автора книги «Криминальный Татарстан», на основе которой был написан сценарий сериала Жоры Крыжовникова «Слово пацана» — прим. ред) — другая».

В случае, когда кинофильм приобретается для проката за рубежом или у отечественной кинокомпании, то покупаются одновременно права на показ в кинотеатрах и телевизионный показ, под которым часто подразумевается и стриминг на платформах, рассказывает собеседник. «Разумеется, никто из создателей фильма не получает процент [с каждого показа], если такое условие не было прописано в договоре», — говорит он. Такие случаи редки, поясняет эксперт.

***

Еще до введения закона крупные игроки рынка избирательно и по собственной инициативе приостанавливали выплаты отчислений самым известным «иноагентам». Так, издательство «Эксмо» после выхода в свет записи пранка с участием Людмилы Улицкой, в котором она якобы согласилась помогать украинцам, приостановило выплаты писательнице «до прояснения ее позиции по вопросу перечисления авторских отчислений». Руководитель Александринского театра Валерий Фокин сначала снял имя Бориса Акунина с афиши спектакля «1881» (эту пьесу Григорий Чхартишвили написал специально для театра), а затем отправил драматургу уведомление о том, что перестает выплачивать авторские отчисления. Причина оказалась беспрецедентно странной: театр в лице Фокина посчитал, что пьеса состоит из фрагментов документов, а потому на ее компиляцию и составленную из нее композицию авторское право Акунина распространяться не может.