«Из нас, как из дерева, — и дубина, и икона»

37 главных особенностей политического сознания россиян

Блоги
13 сентября, 08:05
13 сентября, 08:05
Main Image

Представил себе, что какие-нибудь совсем незнакомые с Россией люди просят меня в нескольких словах перечислить основные характеристики российского политического сообщества, его ментальные и поведенческие особенности. 

Вот что получилось*:

 1 Комплекс неполноценности, помноженный на манию величия – комбинация, ведущая к периодически сменяющим друг друга циклам самовосхваления и самоуничижения;
 2 Длинные периоды доминирования консервативных настроений, перемежаемые вспышками яростного желания отринуть прошлое и всё перестроить;
 3 Склонность к централизации, компенсируемая нелюбовью к центру и периодическими всплесками регионализма;
 4 Ориентация на силу и успех;
 5 Неискренность;
 6 Жизнь напоказ;
 7 Недоверие к окружающему миру и привычка незаметно (а на пике тренда, наоборот, демонстративно) от него отгораживаться;
 8 Отсутствие привычки к умеренности и неумение вовремя остановиться; 
 9 Адаптивность и умение приспосабливаться; 
 10 Неспособность к самоорганизации, привычка организовывать процессы через внешнее регулирование;
 11 Чрезмерная эмоциональность и, как следствие, определённая поверхностность в суждениях;
 12 Чрезмерная зацикленность на обряде в ущерб содержанию;
 13 Привычка жить одним днём, сочетающаяся с тоской по стратегическому планированию;
 14 Конъюнктурность;
 15 Завистливость;
 16 Агрессивность и привычка решать вопросы силой;
 17 Терпеливость, граничащая с фатализмом и пассивностью;
 18 Инфантильность и спрос на заботу сверху;
 19 Зацикленность на консенсусе и неготовность терпеть несогласие;
 20 Любовь к морализаторству в собственном исполнении и нелюбовь к нему же в исполнении кого-нибудь другого;
 21 Цинизм;
 22 Равнодушие к морально-этическим аспектам происходящего, прикрываемое активным - и очень поверхностным - морализаторством на публике;
 23 С трудом прорастающее, едва пробивающееся, но всё-таки ещё явно недостаточное уважение к личности;
 24 Привычка к регламентированию и отсутствие внутренней свободы;
 25 Дефицит автономности;
 26 Иерархичность;
 27 Обидчивость;
 28 Наносной, поверхностный коллективизм, прикрывающий глубинный индивидуализм;
 29 Непрактичность;
 30 Инерционность;
 31 Безответственность;
 32 Эмоциональная неустойчивость;
 33 Неспособность к самоограничению;
 34 Несамодостаточность и сильная зависимость от мнения окружающих, время от времени компенсируемая взрывом демонстративного наплевательства по отношению к тому, что эти окружающие скажут;
 35 Декларативная любовь к «большому дискурсу» и мессианству, компенсируемая внутренним недоверием ко всему глобальному;
 36 Декларативная приверженность эгалитаризму, скрывающая повсеместную тягу к расслоению;
 37 Внеисторичность, неспособность почувствовать динамику процесса, чрезмерная фиксация на статус-кво, когда каждое конкретное состояние воспринимается как данное на века. 

Многие из указанных характеристик можно понять и почувствовать только во взаимосвязи с другими; будучи рассмотренными по отдельности они способны предстать совсем в ином свете. Какие-то из перечисленных пунктов представляются дублирующими другие и упомянуты просто потому что они позволяют увидеть какую-то новую грань того, что было описано ранее в иных терминах.

В некоторых случаях кажется, что какие-то характеристики в какой-то своей части вступают в противоречие друг с другом, как, например, перечисленные в п. 6 и 7 или 8 и 9 или 9 и 10 или 16 и 17. Так и есть, российское общественное сознание очень противоречиво и иногда два взаимоисключающих состояния находятся настолько близко друг к другу, что оказывается достаточно небольшого толчка, чтобы запустить новый тренд, который оказывается полностью противоположным предыдущему. В качестве примера можно вспомнить Пригожина, который, начав в качестве контрреволюционной силы, менее чем через год превратился в главного революционера, шатавшего систему больше, чем все оппозиционеры вместе взятые. 

В общем, если попытаться ужать все перечисленные пункты в один, то я бы сказал именно о противоречивости, о способности вмещать невмещаемое и сочетать несочетаемое.

Как сказал Бунин: «Из нас как из дерева – и дубина, и икона».

Самое интересное здесь то, что эту свою раздвоенность российский политикум практически не осознаёт. Он слишком погружён в своё текущее состояние, слишком не способен посмотреть на происходящее хоть немного отстранённо, со стороны. Саморефлексия – не самая сильная наша сторона. Поэтому каждая смена цикла в России воспринимается как нечто совершенно новое и невиданное. Каждый раз приводит к шоку: «Как же так?!»

* * *

Никаких особых поводов для национальной гордости в перечисленных особенностях я не вижу и культивируемое правящих режимом чувство превосходства над окружающим миром считаю ничем не оправданным, но при этом и повода для самобичевания во всём этом тоже не усматриваю. Мы такие, какие мы есть, потому что таков был пройденный нами путь. Мы – сумма того, что происходило с нами в истории, не более того. Имеющиеся недостатки надо критиковать и корректировать, а вот ставить на себе крест точно не стоит. В конце концов, история – которая, как я написал выше, нас формирует – ещё не закончилась, а значит процесс формирования продолжается. 

Дорогу осилит идущий.
________________

* Ещё раз уточню, что речь идёт не о «национальном характере» в целом, не о «национальных особенностях» и «менталитете», а о том, как в России организован политический процесс. О политическом, если можно так выразиться, преломлении «менталитета».

Автор признан Минюстом РФ иностранным агентом.

Поделиться
Темы