«Власть жестока - отсюда такие предположения»

Драматург Александр Гельман об антивоенных мотивах своего спектакля, причинах его снятия и конспирологической версии ДТП с ним.

Эксклюзивы
8 февраля, 08:01
8 февраля, 08:01
Автор:   Игорь Мухин
Main Image

В Нижнем Новгороде отменили показ спектакля «Эйнштейн и Маргарита» драматурга Александра Гельмана. Это уже пятый регион, где снимают спектакль за антивоенную позицию актеров Алексея Серебрякова и Ксении Раппопорт. До этого показы отменили в Петербурге, Екатеринбурге и Новосибирске, в феврале 2024-го – в Ярославле. Автора пьесы в январе сбила машина, Гельман получил перелом обеих ног. Происшествие вызвало конспирологические версии, так как в минувшие выходные в Берлине прошел съезд иноагентов, организованный сыном драматурга - галеристом Маратом Гельманом. В интервью «Точке» Гельман выразил сомнение в верности подобных мотивов и рассказал, что думает о происходящем вокруг его спектакля. 

– Можно ли назвать «Эйнштейна и Маргариту» антивоенным спектаклем?

– Спектакль, конечно, антивоенный – он против атомной войны. И вот в каком смысле: действие происходит в 1945-м, сразу после взрывов в Хиросиме и Нагасаки. Эйнштейн очень много переживал в это время – он полагал, что делает бомбу против Гитлера, против Германии, которые, как он знал, тоже готовили атомную бомбу. Но никак не предполагал, что ее сбросят на ни в чем не повинных и непричастных людей. Он любил Японию, и полагал, что достаточно задокументировать на пленке испытания бомбы и показать их императору, чтобы сдержать Японию. Более того, он боялся, что если лишь одна страна – то есть США – будет обладать таким ядерным оружием, то это приведет к ее доминированию и преобразит ее до неузнаваемости в худшую сторону. Поэтому он, в целом, поддержал идею паритета – а для этого ядерное оружие должно было появиться и у России. Он полагал, что лет 20-30 равновесие опасностей удержит страны от его применения. 

Это, скажем так, военная часть пьесы. Есть и мелодраматический план – у Альберта Эйнштейна был долгий роман с Маргаритой Коненковой, и действие происходит в последнюю ночь перед их расставанием. Она помогала советской разведке, хотя и скрывала это от Эйнштейна, но после взрывов она с мужем была срочно вызвана обратно в Москву. В последнюю ночь она призналась в этом сотрудничестве. 

 – Как по-вашему, могут ли отмены быть связаны с этим антивоенным содержанием?

 – Скажем так – пьеса действительно недвусмысленно говорит, что атомная война – это самое ужасное преступление, которое может совершить человек по отношению к миру. Вероятно, это не очень приятно смотреть и слушать тем, кто этой бомбой обладает и может всерьез размышлять над применением. Но, я бы сказал, что эту пьесу необходимо ставить в любой «ядерной» стране. Взрыв в Хиросиме и Нагасаки стал той точкой, после которой стало совершенно очевидно – любая война отныне недопустима, она может превратиться в мировую атомную войну, все вопросы нужно решать переговорами и только переговорами. Этот сигнал не был понят и воспринят, голос Эйнштейна и многих других ученых не был услышан. Сегодня планетарные организации не имеют ни сил, ни возможности всерьез говорить и быть услышанными, не имеют никакого реального влияния на политиков.
 
– …Или дело в позиции артистов по отношению к войне в Украине? 

 – Артистов обвиняют черт знает в чем – что они живут за границей, а деньги зарабатывают в России… Это не так: они оба, насколько я знаю, живут в Москве и много работают в театре, в том числе на этой постановке. 

 – Спектакль по вашей пьесе недавно отменили в Ярославле после доноса и «с учетом общественного мнения». До этого отменяли показы в Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге. В то же время в Москве часть спектаклей уже успешно прошла, часть заявлена и нет никаких признаков, что она будет отменена. Как по-вашему, почему такая разница?

 – Слава Богу, что в Москве нам пока удается играть два-три раза в месяц, и затрудняюсь ответить, почему такая разница между столицей и регионами. Могу сказать, что постановки по пьесе появились в Испании и Эстонии, а московский спектакль прямо сегодня, 5 февраля, находится на гастролях в Тель-Авиве. Кстати, уже второй раз – и артистов снова принимают тепло и прекрасно, и этот теплый и радушный прием каждый раз очень поднимает мне настроение; пользуясь случаем, хочу передать израильским зрителям свою глубокую благодарность. Хотя я сейчас нахожусь в Москве, а не в Израиле – после аварии, в которую я попал на углу Тверского бульвара в конце января. 

 – Многие очень насторожились, когда вы попали в эту аварию – она произошла вслед за смертельным ДТП, в котором погиб поэт и журналист Лев Рубинштейн. Да еще накануне съезда иноагентов, который готовил и проводил ваш сын Марат Гельман. Вам не кажется, что между этими событиями может быть связь?

 – Власть жестока – и именно оттуда берутся такие предположения. Но это лишь предположения, за ними нет никаких фактов. Я не думаю, что кто-то что-то хотел сказать этим наездом мне или Марату. Водитель машины – это был черный BMW – никуда не скрывался, есть записи видеокамер, на основании которых мы сейчас подаем в суд. Мы дружили с Львом Рубинштейном – наши случаи роднит то, что водители, которые были в этих ДТП, имели множество нарушений….

 ***

«Точка» также обратилась за комментарием к сыну Александра Гельмана – галеристу Марату Гельману. В прошлые выходные галерист выступил одним из организаторов «съезда иностранных агентов», прошедшего в Берлине. «Отец уверен, что для конспирологии [утверждения о наличии связи между этими двумя событиями] никаких оснований нет — об этом, по его словам, говорят обстоятельства наезда», — рассказал Марат Гельман. При этом галерист не исключил, что отменой спектакля власти посылают предупреждение писателю и драматургу, чьи пьесы стали классикой советской «производственной драмы» и вообще драматургии второй половины ХХ века. «Мне-то все сигналы давно посланы», — сказал Марат Гельман. По его словам, «Эйнштейн и Маргарита» на данный момент единственный спектакль по сочинениям его отца, который к нынешнему моменту остался в российском театральном прокате.

Антивоенная позиция артистов спектакля 

Оба главных актера спектакля не раз выступали с критической по отношению к российским властям позицией, но при этом продолжают работать на родине.

Ксения Раппопорт подписала обращение сотрудников и руководителей НКО с просьбой остановить боевые действия в Украине. Серебряков еще в 2019 году говорил  о том, что «Россия развязала войну в Украине», но с началом полномасштабного вторжения свою позицию четко не высказывал.  Серебряков, живший в Канаде, два года назад вернулся в Россию, утверждает издание «Медуза». Вместе с фондом «Доктор Лиза» артист взял под опеку девочку, пострадавшую в ДНР. 

Автор доноса в Ярославле Сергей Казанский упирал на то, что артисты живут не в России. «Проживают эти артисты за границей, выступают против проведения специальной военной операции, а деньги зарабатывают в России. А в Ярославской области Министерство культуры предоставляет им государственную концертную площадку», — цитирует его письмо местное издание 76.ru.

Поделиться
Темы