Театр начинается с Z

Свободолюбивые труппы крупнейших театров Москвы массово переходят под управление пропагандистов и лоялистов

Эксклюзивы
10 июня, 08:56
10 июня, 08:56
Автор:   Игорь Мухин
Main Image
Константин Богомолов

В ведущих театрах Москвы произошли одни из самых масштабных перестановок за последнее время. Их итогом стало назначение в руководство театральных коллективов лояльных и понятных властям директоров. 

Решением московской мэрии актер Владимир Машков, который уже возглавляет театр Олега Табакова и Союз театральных деятелей, стал еще и директором «Современника». Супруг Ксении Собчак, глава Театра на Малой Бронной Константин Богомолов получил в подчинение театр Романа Виктюка. Еще одному лояльному актеру, члену «Единой России» Евгению Герасимову отдали в управление Театр Сатиры (сейчас Герасимов уже руководит Театром Луны).  

Смотрите, кто пришел

Актер Владимир Машков превращается в главного фаворита Кремля в театральном мире. Сразу после начала войны в Украине Машков разместил на фасаде руководимого им Театра Олега Табакова гигантскую букву Z. На первых порах он даже получил замечание от мэрии Москвы в связи с тем, что не согласовал свой патриотический порыв с архитектурными властями города. Буква на время исчезла, а затем появилась вновь. Ранее в декабре 2023 года Машков много лет, выступающий доверенным лицом Владимира Путина, возглавил Союз театральных деятелей, откуда ушел в отставку «по собственному желанию» Александр Калягин, а также – в этом же статусе – главную театральную фестиваль-премию «Золотая маска».

«Современник» отдан ему не случайно. Предыдущему худрук Виктор Рыжаков за два года своей работы сильно перетряс репертуарную политику и привел в театр своих учеников. Однако после серии провокаций на спектакле «Первый хлеб», устроенных НКО «Ветеранами России» и группой «Серб» СК начал в театре проверку по факту оскорбления ветеранов (поводом стала сцена, где пьяная героиня Лии Ахеджаковой произносит матерный монолог о бесполезности гибели на войне на могиле «афганца»). Худрука уволили 4 июля 2022 года -- в один день с Иосифом Райхельгаузом («Школа современной пьесы»), Алексеем Аграновичем («Гоголь-центр»). Управление репертуарной политикой на словах перешло к трудовому коллективу, фактически же театром руководил директор Юрий Кравец (пришедший на эту позицию с аналогичной должности в МХТ). При нем из театра была вынуждена уволиться его звезда Лия Ахеджакова. 

«Машков, конечно, не чужой “Современнику”, — полагает театральный критик Алла Шендерова, – он выходец из Школы-студии МХАТ, как и артисты «Современника», он наследник и воспитанник Табакова – не надо забывать, что одним из зачинателей «Современника» был как раз Табаков. Может быть, решили, что он, мол, той же группы крови и вверенного ему театра не испортит?»

Критик Алена Карась напоминает, что Машков в свое время с многолетним директором «Современника» Галиной Волчек Машков обсуждал идею «театрального квартала» — формирования единого микрорайона в городе, в котором на площади нескольких квадратных километров размещаются 7 театров, в том числе Театр Табакова, «Современник», Et Cetera, Школа драматического искусства и др. 

 

Правда, в продуктивности Машкова на новом посту у экспертов сомнения. «Машков в “Табакерке” делал по одной премьере в год, -- говорит Алена Карась, — ожидать от него какого-то вала премьер на новом посту я бы не стала»

Режиссер Константин Боголомов также не ограничивался в последнее время Театром на Малой Бронной. Весной он подготовил для выставки «Россия» на ВДНХ - одного из главных пропагандистских событий последнего времени - большой проект «Голоса большой страны», в котором под его кураторством несколько режиссеров представили в жанре документальные спектакли, основанные на монологах простых граждан РФ разных профессий – от врача до специалиста по деловому этикету. Одной из целей этого проекта Богомолов назвал «лишение монополии Театра.doc на документальный театр», пояснив, что небольшой некоммерческий театр (в свое время познакомивший российскую сцену с этим жанром) занимался умножением «чернухи».

В отличие от Машкова, Богомолов прошел эволюцию от участника митингов оппозиции до доверенного лица мэра Москвы Сергея Собянина и от автора смелых работ в петербургском «Приюте комедианта» до постановщика спектаклей, высмеивающих релокантов («Дачники на Бали, или Асса 30 лет спустя») на своей сцене на Бронной. 

Театр Виктюка властям никогда не нравился, прежде всего царящими в нем свободными политическими нравами – уроженец Львова Роман Виктюк был большим украинофилом и никогда не поддерживал действия России в Крыму, на Донбассе и в Луганщине. Формально после смерти основателя труппа чувствовала себя не самым лучшим образом – в здании долго шел ремонт, часто менялись творческие руководители и директора. Однако Денису Азарову, чье назначение в 2020-м было поддержано труппой, вполне удавалось удерживать репертуарную политику мастера.

В 2022 года, когда по Москве прокатилась волна первых театральных репрессий, Азарова вынудили уволиться (точнее, перейти на ничего не значащий пост председателя совета театра, на котором Азаров никак себя не проявил), а в самом здании театра во время «частичной мобилизации» разместили временный военкомат, на три месяца остановив работу труппы. 

С тех пор сам театр фактически оставался бесхозным – что и дало поводы московским культурным властям задуматься об «оптимизации». 

«Мне не очень понятно, кто решил, что Богомолов в чем-то родственен Виктюку», — делится Алла Шендерова, — «быть может, какая-то карнавальность, ироничность — кому-то показалось, что это их роднит».

«Назначить Богомолова на место Виктюка — это особого рода иезуитство»«»

 

«Назначить Богомолова на место Виктюка — это особого рода иезуитство, особенно после спектакля “Новая оптимистическая”», развивает мысль Алена Карась. Она поясняет, что Богомолов в этом спектакле, поставленном на сцене МХТ, резко высмеивает гей- и квир-эстетику, которая была отличительной чертой художественного стиля Виктюка. «Ощущение, что кто-то увидел его издевательские насмешки — и решил, мол, а почему бы не реализовать это на самом деле», — замечает она.

Режиссеру нужно придумывать для своих площадок разную репертуарную политику, указывает театральный критик Алла Шендерова, но это совсем не просто: «Я не думаю, что Константин Богомолов проводил долгие вечера, штудируя творческое наследие Романа Виктюка. сильно в этом сомневаюсь», — полагает эксперт.

«Конечно, я прихожу руководить театром, созданным режиссером-автором, — пишет Богомолов в своем телеграм-канале в связи с назначением, — воспитавшим и своего актера, и свою публику. Но думаю, что худшее, что можно было бы сделать в память о режиссере – превращать рожденный им театр в музей, имитировать или мумифицировать его стиль. Верность отечеству, верность семье – непреложная ценность. Основа человеческого существования. В искусстве же верность стилю – знак застоя. Театр ждет обновление. И этого не нужно пугаться. Этому надо радоваться».

Повышение получил еще один лояльный властям артист, многолетний депутат Мосгордумы от «Единой России» Евгений Герасимов. Юные зрители 80-х помнят по ролям веселого бородача, экранного отчима героини Татьяны Аксюты в «Вам и не снилось…» Ильи Фреза, а также по роли робота Вертера в советском сериале «Гостья из будущего». Герасимов долгое время возглавлял комиссию по культуре Мосгордумы, а затем московский департамент культуры назначил его руководить Театром Луны -- вместо отправленного в отставку основателя, Сергея Проханова. Успехов Герасимов на этой должности не достиг, считает театральный критик Алена Карась. Тем не менее, он будет совмещать с руководством театра Сатиры — вместо артиста Сергей Газарова. В свое время тот занял кресло самого Александра Ширвиндта по предложению своего знаменитого предшественника, напоминает Карась, и проработал два сезона. 

В должности худрука «Сатиры» он не нравился многим – по его поводу не испытывали восторгов ни либеральная критика, ни «патриотические» телеграм-каналы Real Cultras и «Закулиска». Однако, указывает Карась, Театр Сатиры при Газарове был успешен экономически, не жаловался на невнимание публики и достаточно регулярно выпускал премьеры. Ему, по словам критика, удалось поднять на 100% кассовые сборы площадки. «Почему понадобилось заменять “курицу, несущую Золотые яйца”, мне совершенно непонятно, — говорит Карась, — «мне неизвестен ни один успешный или хотя бы кассовый спектакль господина Герасимова. Ни в театре Луны, ни в каком-либо другом театре. Собственно, и как театральный артист Герасимов себя особенно не проявил».

Как при Сталине

«Мне это напоминает 1944 год — когда во время войны начались чистки и оптимизации в столичных и провинциальных театрах», - говорит Алена Карась, — «они были обусловлены не только войной, но и компанией против «космополитов» и европейской  драмы в советском репертуаре»

Ее мысль продолжает Алла Шендерова. «Когда в 1949 году закрывали Камерный театр великого Александра Таирова, вместо него в театре появился некто товарищ Ванин, по рассказам, он ходил по театру с аккордеоном и писал письма наверх, чтобы Камерный переименовали в Театр им.Пушкина. В общем, со своей задачей — уничтожить дело Таирова и [актрисы Алисы] Коонен — он успешно справился», - замечает она.

По ее мнению, никакой особой репертуарной политики новые худруки на новых местах придумывать не будут. «Скорее всего, все трое просто откроют там филиалы тех театров, в которых работали до этого», - размышляет Шендерова.


Мы видим, как назначают людей не просто лоялистов, а лоялистов темпераментных — чиновника-единороса Герасимова, провластного Машкова, активно высказывающегося Богомолова

«Мы видим, как назначают людей не просто лоялистов, а лоялистов темпераментных — чиновника-единороса Герасимова, провластного Машкова, активно высказывающегося Богомолова», — подытоживает назначения Карась.

Поделиться
Темы